Версия для слабовидящих

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино Белгородской области"

Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,

Телефон

8(47248)2-41-02

Эл. почта detsad13-solnischko@yandex.ru

Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие во Всероссийской семейной акции "Сохрани жизнь! Сбавь скорость" направленной на пропаганду безопасного поведения на дороге.

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино"

Адрес: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,
Телефон: 8(47248)2-41-02
Эл. почта: detsad13-solnischko@yandex.ru

19.01.2017. Методические рекомендации по организации работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами для воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов. «Ребенок-инвалид…с чего начать?». Подготовила: Косарева Д.Г., воспитатель.

Методические рекомендации по организации работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами для воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов.

«Ребенок-инвалид…с чего начать?»

 

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в социально-реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Особенно, на первый взгляд, это процесс социализации труден или даже невозможен для детей дошкольного возраста. Но в тоже время современное общество, в нашем случае детские учреждения, обязаны включить в единое социальное взаимодействие абсолютно все категории детей дошкольного возраста. И перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача – построить модель двустороннего взаимодействия администрации и педагогов ДОУ с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Идеи инклюзивного образования, закрепленные в основных нормативно-правовых документах: закон N 273 «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного и начального и общего образования, полностью отвечают потребностям нашего современного общества.

Однако в современном мире многие дети с особенностями развития часто не находят своего места из-за физических и психических ограничений. А ведь раннее вовлечение данных семей в процесс совместного взаимодействия позволяет достичь более ощутимых положительных результатов в социальной адаптации и интеграции.

Данная категория детей имеют ряд социально-педагогических проблем:

  • ограниченные способности к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению;
  • речь и неречевые средства общения используются ребенком в неполном объеме;
  • излишняя впечатлительность, тревожность;
  • уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту.

Эти проблемы приводят к снижению уровня социализации и усложняют процесс интеграции ребенка в общество.

Организация работы с ребенком-инвалидом предполагает со стороны педагогов глубокое понимание основных причин нарушений коммуникативных функций, умение определять условия для осуществления помощи, а именно, чтобы ребёнок хотел выразить себя, чтобы он чувствовал, что взрослый искренне, интересуется им и его жизнью, сопереживает ему. Усиленная тренировка нарушенных функций, попытки развить возможности, которые ограничены дефектом развития, часто приводят к негативному отношению к определенным видам деятельности.

При организации работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида следует руководствоваться следующими правилами:

1.Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2.Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Необходимость ранней психолого-педагогической и логопедической работы с «особым» ребенком , которая начинает «вытекать» из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Совместную работу строить не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

3.Организация работы в рамках ведущей деятельности, т.е. – игровая деятельность.

  1. И самое главное - тесное взаимодействие с родителями. В силу значимой роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители - основные участники педагогической помощи.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

Определены основные направления коррекционно-педагогической и логопедической работы (учет дефекта ребенка):

 

- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза);

- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

- формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

- развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения.

Проблему речевого и интеллектуального развития детей невозможно рассматривать в отрыве от процесса социализации, особенно если речь идет о детях, испытывающих значительные трудности в общении.

На основе результатов обследования желательно составить индивидуальную программу развития для каждого ребенка, которая реализуется через все виды детской деятельности. Самостоятельная деятельность детей с особенностями в развитии способствует выработке навыков коллективного взаимодействия.

Условием достижения высоких результатов коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения ребенка является единство предметно-развивающей, образовательно-воспитательной и социально-педагогической сред.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - это система условий, обеспечивающих развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Однообразие микросреды может привести к ограничению возможностей развития детей и даже задержке в развитии.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает ребенку образовательно-воспитательный маршрут, оптимальный для его психики и поведения, активизирует познавательную деятельности и содержательное общение детей со сверстниками и взрослыми.

Обстановка помещения, в которой проходит социализация ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, выдерживается в умеренной цветовой гамме, не перегружен отдельными деталями. Если ребенок имеет проблемы опорно-двигательного характера , то пространство группы должно быть максимально свободным. От правильной обстановки помещения зависит активность ребенка (речевая, познавательная, двигательная) и формирование навыков предметно-практической деятельности.

Не следует забывать о наличии  художественных произведений, которые влияют на развитие эмоциональной сферы, развитие вербальных и невербальных средств общения, развитие познавательных процессов. Ведь во время чтения книг нервная система ребенка находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка собственных проблем, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

 

Особое внимание следует обратить на разнообразные массажные атрибуты для рук и для ног позволяют реализовывать разные методики по развитию мелкой и общей моторики у детей. Мышечной тренировке способствуют мячи разного размера и веса, большие мягкие, достаточно тяжелые. Сухой бассейн предназначен для расслабления спастики мышц рук и развитию тонко скоординированных движений пальцев. Игры с сухим бассейном используются нами не только для развития этой задачи, но и для решения коррекционных задач по развитию сенсорных эталонов

 

Социальная адаптация включает в себя, и самое главное – умение общаться и потребность в общении. Педагогу-психологу и воспитателю рекомендовано: при первичном обучении игровым действиям познакомить собого ребенка с сюжетными игрушками и показали элементарные игровые действия, сопровождая их выразительной мимикой и речью. И не забывать контакт «глаза в глаза».

Для развития слухового восприятия и создания эмоционального контакта, участникам взаимодействия поможет – музыка. Из-за различных нарушений двигательной системы музыкально-ритмическая деятельность детей с ОВЗ ограничена. В силу этого, при работе с ребенком-инвалидом следует активно использовать музыкальные инструменты. Развивая слуховое внимание детей, использовать технические средства: музыкальные записи, показ музыкальных роликов на ноутбуке и другие гаджеты. Благодаря музыкальной деятельности у детей формируются первичные навыки коммуникации. Эта же задача успешно решается и через театрализованные игры. Дети в совместных играх знакомятся с различными видами театра: кукольный, настольный, теневой; учатся манипулировать куклами; развивают интонационную выразительность речи.

Одним из элементов адаптивной среды являются традиционные экскурсии индивидуальной и подгрупповой направленности по помещениям дошкольного учреждения (ребенок посещает медицинский кабинет, музыкальный и физкультурный залы, кабинет заведующей, с целью ознакомления с помещением и знакомства с людьми и функциями, которые они выполняют).

Необходимо, чтобы «особый» ребенок имел возможность посещать и принимать участие в мероприятиях: праздниках развлечениях, соревнованиях, конкурсах детского сада, проводимых с детьми других групп, что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. Это оказывает стимулирующее воздействие на детей, способствует их социальной интеграции, а у детей, не имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формируются гуманные личностные качества.

Особое внимание уделяется возможности общения ребенка-инвалида с другими детьми. Д ети формируют в себе такие положительные черты, как: умение сопереживать другим, толерантность к окружающим, желание помогать ближним; а ребенок-инвалид учится непринужденности, востребованности, раскрывает свои возможности.

Для повышения педагогической компетентности родителей следует использовать следующие формы взаимодествия:

  • обучающие семинары или круглые столы, которые проводят специалисты (логопеды, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию) и на которых осваиваются практические методы и приемы коррекционо-развивающего обучения детей с использованием традиционного и нетрадиционного оборудования;
  • индивидуальная работа с родителями (консультации);
  • совместные занятия родителя и ребенка, имеющие различную направленность (развивающие, обучающие);
  • игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, или с участием родителей;
  • групповая работа с родителями (профилактическая и психокоррекционная).

Таким образом, всестороннее изучение ребенка-инвалида, оценка его реальных возможностей, координация в работе педагогов и специалистов учреждения, тесная связь с семьей дают возможность всем участникам взаимодействия  оказать социальную помощь детям: помочь им наладить общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой – как важный фактор успешной социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. – М., 2003.
  2. Аксёнова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.
  3. Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Наверх