Версия для слабовидящих

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино Белгородской области"

Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,

Телефон

8(47248)2-41-02

Эл. почта detsad13-solnischko@yandex.ru

Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие во Всероссийской семейной акции "Сохрани жизнь! Сбавь скорость" направленной на пропаганду безопасного поведения на дороге.

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино"

Адрес: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,
Телефон: 8(47248)2-41-02
Эл. почта: detsad13-solnischko@yandex.ru

20.12.2016г. В помощь родителям. Из опыта работы по развитию связной монологической речи у детей с ОНР посредством мнемотехники.Подготовила : Езжалова Н.Н.

   Свою профессиональную деятельность я веду с детьми, которые имеют логопедическое заключение- общее недоразвитие речи  III-го и  IV –го уровней речевого развития.

   Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Большинство из них страдает нарушениями памяти, внимания, несовершенством логического мышления.

   Нарушение связной речи может  выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.

   Наиболее характерные лексические трудности касаются знания называния частей предметов и объектов, глаголов, выражающих уточнённость действий, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных.

   В грамматическом строе распространены ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, в построении предложений.

   В фонетическом плане дети неверно произносят 10-20 звуков, не различают на слух и в произношении, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания.

    Характеризуя словарный запас детей, педагог  отмечает не только его ограниченность (преобладание слов, обозначающих конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов, обозначающих абстрактные понятия), но и недостаточную сформированность понимания значения слов. Причём именно эта особенность, являющаяся одной из самых типичных для детей с общим недоразвитием речи,  с которыми работает автор опыта,  лежит на основе многочисленных ошибок в употреблении слов.

   Я сделала вывод о том,  что наблюдается и недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определённый запас слов, знание их значений, а также связей между словами и предложениями. У детей с общим недоразвитием речи эти предпосылки формирования правильного прочитанного отсутствуют. Дети не понимают отдельные слова, вследствие этого многое из текста остаётся непонятным, улавливают лишь общий смысл рассказа. Пересказ оказывается неполным и неточным из-за неправильного осмысления отдельных слов, связи между ними. О степени понимания текста я, как учитель – логопед,  могу судить по различным факторам: на основании воспроизведения детьми текста в виде пересказа, на основании их ответов на вопросы, касающиеся содержания текста.

   Научить детей связно,  последовательно,  грамматически правильно излагать свои мысли,  рассказывать о различных событиях из окружающей жизни – очень трудно.

   Проводя мониторинг речевого развития детей, я сделала следующие выводы:

- дети с общим недоразвитием речи не умеют правильно строить свою монологическую речь;

- монологическая речь детей представляет собой отдельные фразы или короткие предложения, которые зачастую дети произносят только после наводящих вопросов педагога;

- детям трудно построить своё высказывание,  они не могут в полной мере рассказать о том или ином предмете,  событии и т.д.;

- неспособность детей самостоятельно составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему,  пересказать текст;

- дети становятся замкнутыми, что несомненно отражается на коррекции и формировании правильной речи.

   Я решила усовершенствовать систему работы по развитию монологической речи детей с общим недоразвитием речи.

   Для того, чтобы процесс обучения был для детей интересным, развивающим,  я  всегда использует наглядный материал,  так как всем известно,  что слуховая память и продуктивность запоминания у этих детей снижены.

   Дети лучше запоминают факты,  предметы,  явления,  события, близкие их жизненному опыту и их зрительная память практически не отличается от нормы. Учитывая этот факт, педагоги ищут всё новые пути совершенствования наглядности. Наряду с общепринятыми приёмами использования наглядности,  автор опыта посчитала  вполне обоснованным использование творческих методик,  эффективность которых очевидна. К таким приёмам относятся приёмы мнемотехники.

   Использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи позволит детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Ускорится процесс запоминания и усвоения материала, сформируются приёмы работы с памятью.

   Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области,  где не употреблялась бы речь, она нужна везде,  и особенно,  на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир,  узнаёт много нового, интересного,  может выразить свои мысли, желания,  требования. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.)

   Анализ литературы по данному вопросу показал,  что проблема развития связной речи весьма актуальна. Проблема формирования монологической речи рассматривалась в педагогическом,  логопедическом,  психологическом аспектах. Основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы рассматривались в психолого-педагогических исследованиях А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, С.Н. Карповой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Е.Н. Мастюковой и др.

    К сожалению,  речевые нарушения детей,  с которыми работаю я ,  резко о граничивают их общение с окружающими людьми.

    В моей практике были трудности при обучении связной монологической речи. А поскольку неполноценное речевое развитие (в данном случае,  дети с общим недоразвитием речи) накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточно устойчивое внимание, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания и т.д.), поэтому дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении,  не могут одновременно  заметить не только предметы,  явления,  но и связь между ними.

   В сложившейся ситуации я нахожусь  в поиске разных методик, основанных на развитии не только речи,  но и всех психических процессов.

   Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным,  развивающим.

 Я считаю актуальным использование в своей работе по обучению детей связной монологической речи приёмов мнемотехники. Это поможет детям быть более общительными,  расширится их словарный запас, дети научатся связно говорить,  рассказывать,  выражать свои мысли.

   Работа над опытом велась поэтапно в следующих временных периодах: 2013-2014 учебный год,  2014-2015 учебный год,  2015-2016 учебный год и начало 2016-2017 учебного года. Задействованы два потока пребывания детей в группе компенсирующей направленности детей для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая - подготовительная  группы по два года пребывания). Дети данной группы на основании заключения ТПМПК имеют логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III-й  или IV –й уровень речевого развития.

   На первом этапе осуществлялся подбор соответствующей методической литературы,  оформление наглядных пособий (изготовление мнемотаблиц и рисунков - схем),  подготовка конспектов образовательной деятельности. Была организована соответствующая тематике опыта развивающая предметно – пространственная среда.

   На втором этапе было предусмотрено введение в работу по развитию связной монологической речи непосредственно использование различных видов наглядности, используемых в мнемотехнике: мнемосхем, мнемодорожек,  таблиц,  мнемоквадратов.

   Третий этап был посвящён проведению диагностики и анализу результатов, подведению итогов.

 

    Опыт представляет систему работы,  направленную на развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи   на основе освоения  метода мнемотехники,  которая включает в себя непосредственно образовательную деятельность,  развивающие игры и упражнения, создание творческой мастерской в условиях группы компенсирующей направленности по самостоятельному изготовлению мнемотаблиц и схем, консультации для педагогов и родителей.

   Данный педагогический опыт может быть применён учителями - логопедами ДОО (как на логопункте, так и в условиях групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и комбинированных групп) воспитателями общеразвивающих групп детского сада, педагогами дополнительного образования, родителями, заинтересованными в развитии речи своих детей, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребёнком.

Цель педагогического опыта – повышение эффективности обучения дошкольников с общим недоразвитием речи связной монологической  речи средствами мнемотехники, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

Задачи:

1.Познакомить детей с приёмами мнемотехники( методом наглядного моделирования),  с видами наглядности.

  1. Совершенствовать у детей запоминание последовательности действий.
  2. Развивать внимательность и образность мышления.

4.Развивать связную  речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.

5.Развивать память через рассказывание стихотворного текста с помощью приёмов мнемотехники.

6.Развивать словарь детей.

7.Учить строить предложение и согласовывать слова в нём.

8.Развивать  поддержку интереса к развитию связной монологической речи посредством мнемотехники  у детей, педагогов и родителей.

  Наглядные материалы мнемотехники служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихотворений.

   Освоение мнемотехники проходило поэтапно.

   Приобщая детей к рассказыванию  посредством мнемотехники,  нужно в первую очередь  показать  наглядность и её виды .  Самый простой вид мнемотехники - картинка.  Для  детей в детском саду есть определённые обозначения (например, яблочко). На его шкафчике изображён этот фрукт,  над умывальником его полотенце висит под изображением яблочка и т.д.  Таким образом,  ребёнок запоминает,  что его вещи - те,  которые находятся под определённой картинкой.

   Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка,  изображающая одно слово или короткое предложение.

   За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли»,  «куртка» - последовательность, по  которой дети одеваются на улицу.

   Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы - рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков.

   Чтобы детям было легче и интереснее осваивать таблицы,  можно рисовать их совместно с детьми.  Только нужно следить за тем,  чтобы дети занимались этим с удовольствием.

  Затем для работы по развитию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи я  разработала перспективно – тематический план по формированию связной монологической речи у детей старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью приёмов мнемотехники

Как любая работа,  мнемотехника строится от простого к сложному. Автор опыта начинала работу с простейших мнемоквадратов,  последовательно переходя к мнемотаблицам.

Параллельно с этой работой   я  использовала речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление,  внимание,  наблюдательность,  интерес к окружающему миру,  навыки самопроверки.

   Опыт работы показал,  что овладение средствами мнемотехники доставляют дошкольникам огромную радость и вызывают интерес и желание говорить. Они с удовольствием самостоятельно изготавливают схемы, мнемотаблицы, не испытывая никаких трудностей. Дети готовы многократно рассказывать с помощью схемы или мнемотаблицы. У них есть желание создавать всё новые и новые мнемотаблицы по разным сказкам,  рассказам и стихотворениям. Каждый ребёнок демонстрирует своё умение в изготовлении схемы или таблицы и соответственно в умении рассказать с её помощью.

   При организации работы с детьми педагог особое внимание уделяла работе с семьёй. Для родителей проведены беседы, консультации,   размещался материал на стендах.

   Консультация «Использование мнемотехники для развития связной  монологической речи дошкольников» проводилась с демонстрацией наглядности. Родители были очень заинтересованы данным видом работы.

   Я старалась поддерживать интерес родителей в данном направлении, давая задания на дом изготовить мнемотаблицу или мнемоквадрат. Знакомя родителей с результатами, которые были получены в результате диагностики речи детей на начальном этапе работы и впоследствии, педагог призывала родителей  использовать средства мнемотехники и в повседневной жизни при чтении сказок,  заучивании стихотворений.

   Я считаю, что связь с семьёй для ребёнка  всегда является основополагающим элементом в процессе воспитания и обучения. Если ребёнок научился чему-то новому,  обязательным условием поддержания и закрепление его умений и навыков должно быть общение ребёнка в семье и использование тех или иных умений.

   Анализируя проделанную работу, направленную на развитие связной монологической речи посредством мнемотехники можно сделать выводы о положительных результатах:

- разработана и включена в образовательный процесс система приёмов мнемотехники для развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;

-разработано дидактическое обеспечение;

-разработана система диагностики эффективности деятельности;

-дети без затруднений составляют рассказы, пересказывают художественные произведения;

-повысился уровень грамматического оформления речи детей;

- наиболее эффективна стала проходить автоматизация звуков в речи при коррекции звукопроизношения;

- дети стали более внимательными, собранными, научились мыслить, фантазировать и представлять.

    Чтобы проверить и проанализировать успешность  опыта работы , я  выявила уровни речевых умений в области развития связной монологической речи с использованием мнемотехники.

   В 2013-2014 учебном году (старшая группа) на начало года: высокий уровень -0%, средний уровень – 35%,  низкий уровень- 65%. На конец года: высокий уровень -20%,  средний уровень -35%,  низкий уровень – 45%. Затем дети перешли на второй год обучения, в подготовительную группу. 2014 -2015 учебный год (подготовительная группа) на начало года: высокий уровень-20%,  средний уровень-40%,  низкий уровень- 20%.На конец года результаты следующие: 40% - высокий уровень,  60% - средний уровень, 0% - низкий уровень.

   В следующем потоке детей, зачисленных в группу, результаты были тоже положительными. На начало 2015-2016 года (старшая группа): высокий уровень – 0%,  средний уровень – 30%,  низкий уровень – 70%. На конец года: высокий уровень – 10%,  средний уровень-35%,   низкий уровень- 55%.

   На начало 2016 -2017 учебного года дети подготовительной группы показали следующие результаты: высокий уровень – 10%,  средний уровень – 40%,  низкий уровень – 50%.  Работа проводится и в данное время, результаты на конец 2016 -2017 года автор опыта установит в мае.

   Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начало и конец года в старшей группе и на  начало и конец года в подготовительной группе можно отметить,  что систематическая работа по развитию связной монологической речи с использованием приёмов и методов мнемотехники способствует положительным результатам. Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами,  вследствие чего стали легко осознавать композиционное строение связного высказывания,  легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные рассказы, повысилась познавательная активность детей.

 

 

 

   Свою профессиональную деятельность я веду с детьми, которые имеют логопедическое заключение- общее недоразвитие речи  III-го и  IV –го уровней речевого развития.

   Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Большинство из них страдает нарушениями памяти, внимания, несовершенством логического мышления.

   Нарушение связной речи может  выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.

   Наиболее характерные лексические трудности касаются знания называния частей предметов и объектов, глаголов, выражающих уточнённость действий, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных.

   В грамматическом строе распространены ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, в построении предложений.

   В фонетическом плане дети неверно произносят 10-20 звуков, не различают на слух и в произношении, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания.

    Характеризуя словарный запас детей, педагог  отмечает не только его ограниченность (преобладание слов, обозначающих конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов, обозначающих абстрактные понятия), но и недостаточную сформированность понимания значения слов. Причём именно эта особенность, являющаяся одной из самых типичных для детей с общим недоразвитием речи,  с которыми работает автор опыта,  лежит на основе многочисленных ошибок в употреблении слов.

   Я сделала вывод о том,  что наблюдается и недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определённый запас слов, знание их значений, а также связей между словами и предложениями. У детей с общим недоразвитием речи эти предпосылки формирования правильного прочитанного отсутствуют. Дети не понимают отдельные слова, вследствие этого многое из текста остаётся непонятным, улавливают лишь общий смысл рассказа. Пересказ оказывается неполным и неточным из-за неправильного осмысления отдельных слов, связи между ними. О степени понимания текста я, как учитель – логопед,  могу судить по различным факторам: на основании воспроизведения детьми текста в виде пересказа, на основании их ответов на вопросы, касающиеся содержания текста.

   Научить детей связно,  последовательно,  грамматически правильно излагать свои мысли,  рассказывать о различных событиях из окружающей жизни – очень трудно.

   Проводя мониторинг речевого развития детей, я сделала следующие выводы:

- дети с общим недоразвитием речи не умеют правильно строить свою монологическую речь;

- монологическая речь детей представляет собой отдельные фразы или короткие предложения, которые зачастую дети произносят только после наводящих вопросов педагога;

- детям трудно построить своё высказывание,  они не могут в полной мере рассказать о том или ином предмете,  событии и т.д.;

- неспособность детей самостоятельно составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему,  пересказать текст;

- дети становятся замкнутыми, что несомненно отражается на коррекции и формировании правильной речи.

   Я решила усовершенствовать систему работы по развитию монологической речи детей с общим недоразвитием речи.

   Для того, чтобы процесс обучения был для детей интересным, развивающим,  я  всегда использует наглядный материал,  так как всем известно,  что слуховая память и продуктивность запоминания у этих детей снижены.

   Дети лучше запоминают факты,  предметы,  явления,  события, близкие их жизненному опыту и их зрительная память практически не отличается от нормы. Учитывая этот факт, педагоги ищут всё новые пути совершенствования наглядности. Наряду с общепринятыми приёмами использования наглядности,  автор опыта посчитала  вполне обоснованным использование творческих методик,  эффективность которых очевидна. К таким приёмам относятся приёмы мнемотехники.

   Использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи позволит детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Ускорится процесс запоминания и усвоения материала, сформируются приёмы работы с памятью.

   Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области,  где не употреблялась бы речь, она нужна везде,  и особенно,  на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир,  узнаёт много нового, интересного,  может выразить свои мысли, желания,  требования. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.)

   Анализ литературы по данному вопросу показал,  что проблема развития связной речи весьма актуальна. Проблема формирования монологической речи рассматривалась в педагогическом,  логопедическом,  психологическом аспектах. Основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы рассматривались в психолого-педагогических исследованиях А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, С.Н. Карповой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Е.Н. Мастюковой и др.

    К сожалению,  речевые нарушения детей,  с которыми работаю я ,  резко о граничивают их общение с окружающими людьми.

    В моей практике были трудности при обучении связной монологической речи. А поскольку неполноценное речевое развитие (в данном случае,  дети с общим недоразвитием речи) накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточно устойчивое внимание, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания и т.д.), поэтому дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении,  не могут одновременно  заметить не только предметы,  явления,  но и связь между ними.

   В сложившейся ситуации я нахожусь  в поиске разных методик, основанных на развитии не только речи,  но и всех психических процессов.

   Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным,  развивающим.

 Я считаю актуальным использование в своей работе по обучению детей связной монологической речи приёмов мнемотехники. Это поможет детям быть более общительными,  расширится их словарный запас, дети научатся связно говорить,  рассказывать,  выражать свои мысли.

   Работа над опытом велась поэтапно в следующих временных периодах: 2013-2014 учебный год,  2014-2015 учебный год,  2015-2016 учебный год и начало 2016-2017 учебного года. Задействованы два потока пребывания детей в группе компенсирующей направленности детей для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая - подготовительная  группы по два года пребывания). Дети данной группы на основании заключения ТПМПК имеют логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III-й  или IV –й уровень речевого развития.

   На первом этапе осуществлялся подбор соответствующей методической литературы,  оформление наглядных пособий (изготовление мнемотаблиц и рисунков - схем),  подготовка конспектов образовательной деятельности. Была организована соответствующая тематике опыта развивающая предметно – пространственная среда.

   На втором этапе было предусмотрено введение в работу по развитию связной монологической речи непосредственно использование различных видов наглядности, используемых в мнемотехнике: мнемосхем, мнемодорожек,  таблиц,  мнемоквадратов.

   Третий этап был посвящён проведению диагностики и анализу результатов, подведению итогов.

 

    Опыт представляет систему работы,  направленную на развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи   на основе освоения  метода мнемотехники,  которая включает в себя непосредственно образовательную деятельность,  развивающие игры и упражнения, создание творческой мастерской в условиях группы компенсирующей направленности по самостоятельному изготовлению мнемотаблиц и схем, консультации для педагогов и родителей.

   Данный педагогический опыт может быть применён учителями - логопедами ДОО (как на логопункте, так и в условиях групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и комбинированных групп) воспитателями общеразвивающих групп детского сада, педагогами дополнительного образования, родителями, заинтересованными в развитии речи своих детей, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребёнком.

Цель педагогического опыта – повышение эффективности обучения дошкольников с общим недоразвитием речи связной монологической  речи средствами мнемотехники, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

Задачи:

1.Познакомить детей с приёмами мнемотехники( методом наглядного моделирования),  с видами наглядности.

  1. Совершенствовать у детей запоминание последовательности действий.
  2. Развивать внимательность и образность мышления.

4.Развивать связную  речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.

5.Развивать память через рассказывание стихотворного текста с помощью приёмов мнемотехники.

6.Развивать словарь детей.

7.Учить строить предложение и согласовывать слова в нём.

8.Развивать  поддержку интереса к развитию связной монологической речи посредством мнемотехники  у детей, педагогов и родителей.

  Наглядные материалы мнемотехники служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихотворений.

   Освоение мнемотехники проходило поэтапно.

   Приобщая детей к рассказыванию  посредством мнемотехники,  нужно в первую очередь  показать  наглядность и её виды .  Самый простой вид мнемотехники - картинка.  Для  детей в детском саду есть определённые обозначения (например, яблочко). На его шкафчике изображён этот фрукт,  над умывальником его полотенце висит под изображением яблочка и т.д.  Таким образом,  ребёнок запоминает,  что его вещи - те,  которые находятся под определённой картинкой.

   Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка,  изображающая одно слово или короткое предложение.

   За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли»,  «куртка» - последовательность, по  которой дети одеваются на улицу.

   Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы - рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков.

   Чтобы детям было легче и интереснее осваивать таблицы,  можно рисовать их совместно с детьми.  Только нужно следить за тем,  чтобы дети занимались этим с удовольствием.

  Затем для работы по развитию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи я  разработала перспективно – тематический план по формированию связной монологической речи у детей старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью приёмов мнемотехники

Как любая работа,  мнемотехника строится от простого к сложному. Автор опыта начинала работу с простейших мнемоквадратов,  последовательно переходя к мнемотаблицам.

Параллельно с этой работой   я  использовала речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление,  внимание,  наблюдательность,  интерес к окружающему миру,  навыки самопроверки.

   Опыт работы показал,  что овладение средствами мнемотехники доставляют дошкольникам огромную радость и вызывают интерес и желание говорить. Они с удовольствием самостоятельно изготавливают схемы, мнемотаблицы, не испытывая никаких трудностей. Дети готовы многократно рассказывать с помощью схемы или мнемотаблицы. У них есть желание создавать всё новые и новые мнемотаблицы по разным сказкам,  рассказам и стихотворениям. Каждый ребёнок демонстрирует своё умение в изготовлении схемы или таблицы и соответственно в умении рассказать с её помощью.

   При организации работы с детьми педагог особое внимание уделяла работе с семьёй. Для родителей проведены беседы, консультации,   размещался материал на стендах.

   Консультация «Использование мнемотехники для развития связной  монологической речи дошкольников» проводилась с демонстрацией наглядности. Родители были очень заинтересованы данным видом работы.

   Я старалась поддерживать интерес родителей в данном направлении, давая задания на дом изготовить мнемотаблицу или мнемоквадрат. Знакомя родителей с результатами, которые были получены в результате диагностики речи детей на начальном этапе работы и впоследствии, педагог призывала родителей  использовать средства мнемотехники и в повседневной жизни при чтении сказок,  заучивании стихотворений.

   Я считаю, что связь с семьёй для ребёнка  всегда является основополагающим элементом в процессе воспитания и обучения. Если ребёнок научился чему-то новому,  обязательным условием поддержания и закрепление его умений и навыков должно быть общение ребёнка в семье и использование тех или иных умений.

   Анализируя проделанную работу, направленную на развитие связной монологической речи посредством мнемотехники можно сделать выводы о положительных результатах:

- разработана и включена в образовательный процесс система приёмов мнемотехники для развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;

-разработано дидактическое обеспечение;

-разработана система диагностики эффективности деятельности;

-дети без затруднений составляют рассказы, пересказывают художественные произведения;

-повысился уровень грамматического оформления речи детей;

- наиболее эффективна стала проходить автоматизация звуков в речи при коррекции звукопроизношения;

- дети стали более внимательными, собранными, научились мыслить, фантазировать и представлять.

    Чтобы проверить и проанализировать успешность  опыта работы , я  выявила уровни речевых умений в области развития связной монологической речи с использованием мнемотехники.

   В 2013-2014 учебном году (старшая группа) на начало года: высокий уровень -0%, средний уровень – 35%,  низкий уровень- 65%. На конец года: высокий уровень -20%,  средний уровень -35%,  низкий уровень – 45%. Затем дети перешли на в?

Наверх