Версия для слабовидящих

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино Белгородской области"

Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,

Телефон

8(47248)2-41-02

Эл. почта detsad13-solnischko@yandex.ru

Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие во Всероссийской семейной акции "Сохрани жизнь! Сбавь скорость" направленной на пропаганду безопасного поведения на дороге.

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино"

Адрес: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,
Телефон: 8(47248)2-41-02
Эл. почта: detsad13-solnischko@yandex.ru

13.11.2016г. Памятка для родителей "И дома играем, фонематический слух развиваем". Подготовила: Езжалова Н.Н.

Фонематическое восприятие

Речь идёт о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Рекомендуемые  упражнения и игры   помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят  ребёнка к усвоению  элементов грамоты, письменной речи.

Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки

(бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов и т.п.), и только потом приступайте к формированию чётких фонематических операций на материале речевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребёнку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребёнок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребёнку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто его издаёт.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребёнком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребёнок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Различение слогов.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Различение звуков. Надо объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.

Освоение ребёнком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.

Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребёнку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)

«Отбери картинки»

Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых  есть заданный звук, например звук [м].

«Будь внимателен»

 Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребёнок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук  [с].

 «Отгадай загадку»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.  Например:

«Цепочка из слов»

Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок  называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.  Например:  лес— сок—кот—тапки ...

«Внимательные глазки»

Взрослый  предлагает ребёнку  в окружающей обстановке  (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Подбери словечки»

 Ребёнку предлагают придумать и назвать  слова, в названии которых есть заданный звук.

«Подружи звуки»

  Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] - мак.

Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам : [м], а не эм!

 

Держите все под контролем

Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребёнок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.

Использованные источники:

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет

 Кирилова Е. В. Развитие фонематического восприятия у дошкольников

 

Материал подготовил: учитель-логопед Н.Н. Езжалова

 
   

 

 

 

 

 

 

 

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области»

 

Рекомендации родителям

для практических занятий

с детьми

 

«И дома играем,

фонематический слух

развиваем»

 

Правильно слышу – хорошо говорю!

 

 

Что такое фонематический слух, и

каким образом он влияет на

развитие речи?

С помощью каких упражнений

родители могут самостоятельно

развивать у ребёнка точное

звуковое восприятие?

Надеемся, что предложенные игры

и упражнения  не только помогут

подготовить ребёнка к усвоению

элементов грамоты, но и сделают

занятия увлекательными и

интересными!

Фонематическое восприятие

Речь идёт о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Рекомендуемые  упражнения и игры   помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят  ребёнка к усвоению  элементов грамоты, письменной речи.

Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки

(бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов и т.п.), и только потом приступайте к формированию чётких фонематических операций на материале речевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребёнку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребёнок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребёнку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто его издаёт.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребёнком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребёнок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Различение слогов.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Различение звуков. Надо объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.

Освоение ребёнком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.

Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребёнку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)

«Отбери картинки»

Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых  есть заданный звук, например звук [м].

«Будь внимателен»

 Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребёнок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук  [с].

 «Отгадай загадку»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.  Например:

«Цепочка из слов»

Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок  называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.  Например:  лес— сок—кот—тапки ...

«Внимательные глазки»

Взрослый  предлагает ребёнку  в окружающей обстановке  (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Подбери словечки»

 Ребёнку предлагают придумать и назвать  слова, в названии которых есть заданный звук.

«Подружи звуки»

  Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] - мак.

Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам : [м], а не эм!

 

Держите все под контролем

Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребёнок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.

Использованные источники:

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет

 Кирилова Е. В. Развитие фонематического восприятия у дошкольников

 

Материал подготовил: учитель-логопед Н.Н. Езжалова

 
   

 

 

 

 

 

 

 

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области»

 

Рекомендации родителям

для практических занятий

с детьми

 

«И дома играем,

фонематический слух

развиваем»

 

Правильно слышу – хорошо говорю!

 

 

Что такое фонематический слух, и

каким образом он влияет на

развитие речи?

С помощью каких упражнений

родители могут самостоятельно

развивать у ребёнка точное

звуковое восприятие?

Надеемся, что предложенные игры

и упражнения  не только помогут

подготовить ребёнка к усвоению

элементов грамоты, но и сделают

занятия увлекательными и

интересными!

Фонематическое восприятие

Речь идёт о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Рекомендуемые  упражнения и игры   помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят  ребёнка к усвоению  элементов грамоты, письменной речи.

Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки

(бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов и т.п.), и только потом приступайте к формированию чётких фонематических операций на материале речевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребёнку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребёнок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребёнку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто его издаёт.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребёнком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребёнок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Различение слогов.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Различение звуков. Надо объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.

Освоение ребёнком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.

Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребёнку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)

«Отбери картинки»

Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых  есть заданный звук, например звук [м].

«Будь внимателен»

 Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребёнок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук  [с].

 «Отгадай загадку»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.  Например:

«Цепочка из слов»

Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок  называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.  Например:  лес— сок—кот—тапки ...

«Внимательные глазки»

Взрослый  предлагает ребёнку  в окружающей обстановке  (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Подбери словечки»

 Ребёнку предлагают придумать и назвать  слова, в названии которых есть заданный звук.

«Подружи звуки»

  Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] - мак.

Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам : [м], а не эм!

 

Держите все под контролем

Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребёнок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.

Использованные источники:

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет

 Кирилова Е. В. Развитие фонематического восприятия у дошкольников

 

Материал подготовил: учитель-логопед Н.Н. Езжалова

 
   

 

 

 

 

 

 

 

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области»

 

Рекомендации родителям

для практических занятий

с детьми

 

«И дома играем,

фонематический слух

развиваем»

 

Правильно слышу – хорошо говорю!

 

 

Что такое фонематический слух, и

каким образом он влияет на

развитие речи?

С помощью каких упражнений

родители могут самостоятельно

развивать у ребёнка точное

звуковое восприятие?

Надеемся, что предложенные игры

и упражнения  не только помогут

подготовить ребёнка к усвоению

элементов грамоты, но и сделают

занятия увлекательными и

интересными!

Фонематическое восприятие

Речь идёт о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Рекомендуемые  упражнения и игры   помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят  ребёнка к усвоению  элементов грамоты, письменной речи.

Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки

(бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов и т.п.), и только потом приступайте к формированию чётких фонематических операций на материале речевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребёнку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребёнок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребёнку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто его издаёт.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребёнком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребёнок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Различение слогов.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Различение звуков. Надо объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.

Освоение ребёнком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.

Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребёнку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)

«Отбери картинки»

Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых  есть заданный звук, например звук [м].

«Будь внимателен»

 Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребёнок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук  [с].

 «Отгадай загадку»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.  Например:

«Цепочка из слов»

Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок  называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.  Например:  лес— сок—кот—тапки ...

«Внимательные глазки»

Взрослый  предлагает ребёнку  в окружающей обстановке  (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Подбери словечки»

 Ребёнку предлагают придумать и назвать  слова, в названии которых есть заданный звук.

«Подружи звуки»

  Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] - мак.

Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам : [м], а не эм!

 

Держите все под контролем

Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребёнок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.

Использованные источники:

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет

 Кирилова Е. В. Развитие фонематического восприятия у дошкольников

 

Материал подготовил: учитель-логопед Н.Н. Езжалова

 
   

 

 

 

 

 

 

 

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области»

 

Рекомендации родителям

для практических занятий

с детьми

 

«И дома играем,

фонематический слух

развиваем»

 

Правильно слышу – хорошо говорю!

 

 

Что такое фонематический слух, и

каким образом он влияет на

развитие речи?

С помощью каких упражнений

родители могут самостоятельно

развивать у ребёнка точное

звуковое восприятие?

Надеемся, что предложенные игры

и упражнения  не только помогут

подготовить ребёнка к усвоению

элементов грамоты, но и сделают

занятия увлекательными и

интересными!

Фонематическое восприятие

Речь идёт о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Рекомендуемые  упражнения и игры   помогут малышу освоить звуковую систему родного языка, подготовят  ребёнка к усвоению  элементов г

Наверх